Фотоотчет На борту X-Bow НИС "Вячеслав Тихонов"

Orion

Administrator
Команда форума
Судно получившие первое название "Polarcus Selma" строилось на верфи Drydock World Dubai в интересах компании "Polarcus". И буквально спустя месяц после постройки, в сентябре 2011 года, судно было зафрахтовано с возможностью дальнейшего выкупа компанией SCF и переименовано в "Вячеслав Тихонов". Судно сменило цвета ливреи на цвет фрахтователя "СКФ".

НИС_Вячеслав_Тихонов.jpg

НИС еще под именем "Polarcus Selma", но уже в ливрее SCF / (c) kot-3axap LJ

Оригинальная форма носовой части в виде "утюга" судна получила название X-bow. Этот проект SX 133 был разработан норвежской компанией Ulstein.

На сайте SCF / СКФ Гео, тип судна был указан как ИС - исследовательское судно. Хотя обычно тип подобных судов называется НИС - научно-исследовательское судно.

Некоторые данные судна (на момент написания февраль 2024):
  • ИМО номер 9538115
  • Название судна Вячеслав Тихонов
    • название судна латиницей VYACHESLAV TIKHONOV
  • Государственная принадлежность (флаг) Российская Федерация
  • Порт приписки Большой порт Санкт-Петербург
  • Позывной UBSH6
  • MMSI 273350140
  • Валовая вместимость (GRT) 4711 тонн
  • Дедвейт (DWT) 2250 тонн
  • Длина 84,2 m
  • Ширина 18 м
  • Осадка 6 м
  • Тип судна исследовательское
  • Год постройки 2011
  • Символ класса РМРС KM* Arc4 AUT1 OMBO ECO-S BWM HELIDECK special purpose ship
  • Главный двигатель Wartsila W9L26 Auxpac
  • Мощность ГД 4 х 2850 кВт
  • Собственник судна ООО "СКФ ГЕО"
Итак с небольшого назначения данного типа судов, также еще называемых "сейсмиками". Далее материал автора.

Не думал-не гадал, но довелось побывать на сейсмическом судне и слегка приподнять завесу над тем, что и как они делают. Все равно эта область для меня осталась terra incognita, но кое-что почерпнул (по сейсмологии могу ошибаться в деталях, прошу сильно не бить, но исправить если кто в теме).

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто - косой, она же стример, от англ. "streamer") и одного источника сигнала.

Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно "Вячеслав Тихонов" имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.
2.jpg

Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием

Длина одной косы на судне "Вячеслав Тихонов" имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц). Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров - дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов).
Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически.
Навигаторы (судоводители, примечание shipphotos.ru) в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.

Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски - chase boats).

Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач.
Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.

Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов - буксируемых отводителей кос.
3.jpg

Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane). SP: называется параван
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей.
Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры. Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости.

Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО.

А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних.

Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов. Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми "вытекающими" последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.
4 - chase boat.jpg

Вспомогательное судно (chase boat) осуществляет маневр сближения с сейсмическим судном. SP: Судя по белой букве V на борту судна, оно управляется голландской компаний Vroon (по-голландски читается Вр-о-о-н).

5 передача груза в море.jpg

Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу к сейсмическому судну. SP: судно из кадра выше.

Примечание. Данные Фотографии получены у экипажа.
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Вид с носа довольно агрессивный и говорящий о том, что на пути ему лучше не попадаться, не то форштевнем порубает. SP: Бак выполнен полностью закрытым.
6 x-bow.jpg

7 x-bow 2.jpg

8 x-bow 3.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Основное средство спасения - надувные спасательные плоты, контейнеры которых расположены по обоим бортам. SP: а также логотип компании проектировщика Ulstein и проект судна SX133.
9.jpg


Ввиду компактности судна, спасательных шлюпок не имеется.
10.jpg


Кормовая часть полностью технологическая - на палубе вертолетная площадка, под палубой место для сейсмического оборудования.
11.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
По обоим бортам расположены отводители, которые разводят сетку сейсмических кос
12.jpg


Конструктивно это большой поплавок с подводными крыльями.
13.jpg


Так ИКС-нос (X-bow) рассекает водную гладь. Правда, море спокойное и скорость не большая
14 x-bow.jpg


Через носовые клюзы проведен буксирный конец
15 xbow.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Вид на ходовую рубку (навигационный мостик) с палубы полубака
16 xbow bridge.jpg


Вид на левое крыло. Мостик имеет закрытые крылья, как для удобства управления судном, так и ввиду ледового класса судна.
17 xbow bridge 2.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Так как бак судна полностью закрыт, для обеспечения швартовных операций судно оборудовано откидными площадками.
18 xbow Vyacheslav Tikhonov.jpg


Вид на площадку в убранном состоянии изнутри.
19.jpg


Брашпиль, как обычно совмещенный со швартовными лебедками.
20.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Вид сверху на бак.
21.jpg


Палуба бака. Прикольный такой балкончик перед мостиком. В принципе, самое большое свободное место на палубе, вот только использовать это практически никак.
22.jpg


Мачта современных судов служит для размещения радионавигационного оборудования и ходовых огней.
23 x-bow mast.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Вид на корму судна.
24 deck view.jpg


Такой вид в корму открывается с левого крыла навигационного мостика. С этого места можно полностью управлять движением судна.
25 bridge span view.jpg


На палубе мало свободного места. В центре находится кран. Справа по борту (слева на фотке) - помещение пеностанции для тушения вертолетной площадки и того, что на нее вдруг свалилось, если что. SP: станции пенотушения для тушения вертолета, так взлет-посадка самые рисковые моменты с точки зрения возникновения нештатных ситуаций.
26 deck view.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Вид с вертолетной площадки на надстройку.
27 helideck.jpg


Вид в корму. Мачта с кормовыми огнями - откидная, как и все ограждение вертолетной площадки. Бортовые края площадки - поднимаемые. Сетка на площадке не растелена, потому как вертолет пока не ожидается.
28 helideck.jpg


Из-за висящих по бортам отводителей судно не может просто так пришвартоваться к причалу, поэтому в штатное снабжение входят кранцы. Они также применяются, если другому судну надо подойти к борту, например, для бункеровки (SP: пример тут).
29 fenders.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Рабочий катер в штатном походном положении.
33 daughter craft.jpg


Осуществляется подъем катера на борт. SP: Обратите внимание на верное расположение всех концов. Как неверно можно посмотреть тут: Как не нужно спускать FRC на ходу. В данном случае daughter craft, но сути это не менят.
34 dc.jpg


Хотя судно не оборудовано спасательными шлюпками для экипажа, тем не менее быстроходная спасательная шлюпка (FRC) на борту имеется, основное предназначение - спасение человека за бортом.
35 frc.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Если на воде работает рабочий катер, то быстроходная спасательная шлюпка всегда приспущена в положение готовности для быстрого спуска на воду,
36 frc at ready to deploy position.jpg


...чтобы быстро прибыть на помощь при необходимости.
36 frc underway.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Внутренние помещения на борту НИС "Вячеслав Тихонов"

Начнем с ходовой рубки aka навигационного мостика, откуда осуществляется управление движением судна.

Основная навигационная панель включает в себя средства управления пропульсивной установкой, посты радаров и электронной картографии, пульты УКВ связи и прочая вспомогательная лабуда.
37 bridge.jpg


Для лучшего управления судном при различных возможных специфических случаях, на обоих крыльях установлены вспомогательные консоли. На них расположены все необходимые пульты для управления гребной установкой и рулями.
38 bridge wing.jpg


Пульт управления гребными двигателями, коих на борту присутствует аж два (электрические, если что). Винты применяются с изменяемым шагом (ВРШ), левый индикатор показывает шаг винта в процентах, а правый - его обороты. Ручка с набалдашником в верхней части фото - управление азимутальным (это значит, что вращается на 360 градусов) подруливающим устройством. Причем оно выдвижное, и когда не используется, то просто убрано в корпус (точнее, в пределы его обводов :)
39 bridge instruments and controls.jpg
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Судно оборудовано некоторым количеством водонепроницаемых дверей, пульт управления с сигнализацией их положения находится также на мостике.
41 wt doors.jpg


Т.н. навигационный дисплей (Conning Display). В принципе, вещь может даже и бесполезная, т.к. здесь просто продублированы все основные индикаторы, которые и так имеются на панели, но зато они все сведены в одном месте, которое можно охватить взглядом.
42 bridge kongsberg.jpg


Пост управления динамическим позиционированием. На данном судне DP применяется в основном для точного удержания судна при заданной скорости на курсе при сейсмических замерах.
43 dp desk.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Здесь штурмана карты раскладывают.
44 chart table.jpg


Панорама на мостик, вид на левый борт. Шикарные панорамные окна (илюминаторами никак не назвать) от палубы до подволока предоставляют великолепный обзор во всех направлениях.
45.jpg


Только две трубы позади перекрывают два сектора.
46.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Внутренний трап жилых помещений.
47.jpg


Помещение для совещаний. Он же meeting room.
48 meeting room.jpg


Помещение для отдыха. Часть экипажа проживает в довольно тесных двухместных каютах (каждая, впрочем, оснащена отдельным санузлом с душем, в каждой каюте есть доступ к интернету (скорость, конечно, маленькая - спутниковый интернет пока дорогая игрушка), телевизор, подключенный к системе спутникового телевидения, ДВД проигрыватель).
49 recreation room.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Коридор жилых помещений. Обзорный илюминатор в судовой офис.
50.jpg


А это уже царство сейсмиков. Здесь мало что понимаю, поэтому просто помолчу. :) SP: он же instrument room
51 instrument room.jpg


Концевые поплавки.
52.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Палубой ниже располагаются пневматические пушки.
53.jpg

Палуба находится очень низко и постоянно заливается водой через бортовые шпигаты и через задние двери.

Ну и завершим обход внутренних помещений в столовой команды. Столовая смешанная, для всего экипажа. "Заточена" под шведский стол. Два повара и две помощницы (как их называют - буфетчицы) готовят еду для экипажа из 50 человек.
54 canteen.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Машинное отделение

Теперь пора спуститься в машинное отделение.

Оно здесь именно машинное (МО), а не машинно-котельное (МКО), потому как вспомогательные котлы отсутствуют. Конечно, есть утилизационные котлы, но они не в счет. ;-)
А котлов не по простой причине - на этом судне не надо греть мазут. По весьма простой причине - он здесь не применяется. Вместо этого - дизельное топливо. Если кратко, то, с одной стороны, дороже в эксплуатации по топливу, но с другой - топливная система гораздо проще и надежнее, а также судно более экологично по выбросам вредных веществ в атмосферу. Дизели также оборудованы системой снижения концентрации вредных веществ (ВВ) в выхлопных газах (несмотря на то, что даже без ее применения содержание ВВ находится в допустимых пределах на сегодняшний день).

Начнем осмотр с ЦПУ (центральный пост управления). Он здесь находится за пределами МО, поэтому даже имеется иллюминатор (в кадр не попал, однако). На судне имеются камеры видеонаблюдения, как внутренний так и наружные, в ЦПУ есть пульт управления и дисплей, можно посмотреть картинку с любой камеры.

Основная задача механика в ЦПУ - контролировать работу и состояние энергетической установки, для чего установлена система контроля и сигнализации. На две рабочие станции подключено 4 дисплея, на каждый можно выводить свою картинку.
55 ecr.jpg


Можно также желаемые параметры вывести на аналог самописца, это удобно, когда анализируется какая-то неисправность или производится настройка ПИД-регулятора, например.
56 ECR.jpg


На консоли имеется свой пульт управления гребными двигателями, аналогичный тому, как на мостике.
57 me control.jpg
 
Сверху