Автономные судна и альтернативные источники питания судов / Autonomous ships & Alternative ship's power sources

Orion

Administrator
Команда форума
Тестирование российской дистанционной системы судовождения завершено компаниями "Газпромнефть-снабжение" и Sitronics KT

Очень неожиданная новость, но технических подробностей мало

12 декабря, как сообщает ТАСС, завершено тестирование дистанционной системы судовождения на реке Томь. Для тестирование использовалось неназванный буксир. Дальнейшее развитие технологии сможет обеспечить полностью автономное плавание, включая удержание на курсе, расхождение с другими судами и уклонение от опасных объектов. Управление судном осуществлялось оператором на берегу.

В результате испытании системы, буксир в режиме дистанционного управления преодолел 80км по реке Томь. Движение судна контролировалось по навигационным системам и камерам, а также за состоянием главных двигателей и рулевых машин.

"Безэкипажное судовождение не первый год тестируется в сфере морских перевозок, но пока не развито в сфере речных перевозок. <...> В рамках следующих испытаний мы продолжим дорабатывать систему дистанционного управления, а также береговую инфраструктуру. В частности, планируем улучшить качество связи на пути следования судна. После мы приступим к отработке движения буксира с одной и несколькими баржами", - сообщил менеджер проектов блока технологических сервисов "Газпромнефть-снабжения" Никита Чудинов.

Sintronics KT - разработчик морских решений автономного судовождения, судовых систем управления, цифровой навигации, морской инфраструктуры, геоинформационных систем (ГИС).
Предлагаются судовые решения и береговые:
Судовые решения.jpg

Судовые решения компании Ситроникс-КТ для обеспечения автономного судоходства / (с) Sintronics KT

Береговые решения.jpg

Береговые решения для судоходства / (с) Sintronics KT

Несколько подробнее можно посмотреть на сайте https://sitronics-kt.ru/shipboard.html, но и там, информации мало.

Тестирование системы дистанционного судовождения не заканчивается и ожидается продолжение в 2023 году. Планируется провести тестирование в полностью автоном режиме. Также технологией автономного судовождения для проведения эксперимента оборудованы 4 судна коммерческого флота компаний "Росморпорт" - грунтоотвозная баржа "Рабочая" и "Редут", "Пола Райз" -
сухогруз "Пола Анфиса и "Совкомфлот" - танкер "Михаил Ульянов"

Теперь есть новое имя, пусть и не всем морякам знакомое. Будет интересно наблюдать за развитием технологии.
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Термины автоматизации судовождения:

Sintronics KT использует термины:
  • Интегрированная мостиковая система (ИМС) - это сочетание сопряженных между собой систем, обеспечивающих повышение навигационной безопасности плавания и эффективности выполнения задач по назначению судна (морских перевозок, спасательных операций, функций специального назначения);
  • Интегрированная навигационная система (ИНС) - комплекс программных средств, обеспечивающий повышение навигационной безопасности мореплавания и эффективности морских перевозок. Источниками информации для ИНС являются морские средства навигации, гидрометеорологические комплексы, системы наблюдения и целеуказания, радиолокационные станции, пожарная и охранная автоматика, система управления техническими средствами и др. Новым поколением ИНС является е-ИНС, способная взаимодействовать с Морской коммуникационной платформой (МКП) и СУДС, получая и отправляя оперативную информацию;
  • Автоматическая система обмена данными (АСОД) - новое поколение АИС с увеличенной скоростью обмена данными и объемами передаваемой информации, а также с возможностью передачи данных с внешних носителей информации;
  • Морское автономное надводное судно (МАНС);
  • Автономная навигационная система (АНС) - система для выявление навигационной опасности, а также принятие решение о маневрировании для расхождения;
источник sitronics-kt.ru
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Уровни автономности по ИМО

ИМО определены четыре уровня автономности судов:
  1. МАНС управляется экипажем, системы а-Навигации используются для части функций и как системы поддержки принятия решений;
  2. МАНС управляется дистанционно, но на борту присутствует экипаж;
  3. МАНС управляется дистанционно, на борту нет экипажа;
  4. МАНС полностью управляется автоматически.
Стоит подчеркнуть, что это не типы и не классы судов. Так например, использование уровней:
  • Уровень 1. Вход/выход судов из порта;
  • Уровень 2 и 3. Нестандартные или сложные ситуации;
  • Уровень 4. Переход в открытом море;
 

Orion

Administrator
Команда форума
Тем временем первый автономный электрический контейнеровоз Yara Birkeland продолжает работу, но пока не ясны результаты.
IMO_9865049-Yara_Birkeland.jpg

Автономный контейнеровоз "Яра Биркелэнд" (Yara Birkeland), август 2023 / (c) Tomas Østberg- Jacobsen @shipspotting

Маршрут плавания весьма короткий и составляет всего 7,2 мили между Herøya Industrial Park AS и DFDS Brevik - Freight Terminal:
Yara Birkeland AIS route.jpg

Маршрут судна "Яра Биркелэнд" по данным АИС
 

Orion

Administrator
Команда форума
Суда на метаноле, два крупных контракта

В связи с растущим спросом на экологически чистые топлива в морском транспорте, заказы на метанол продолжают увеличиваться. В Японии и Китае были заключены важные сделки на поставку судов работающих на метаноле.

Количество судов работающих на метаноле с недавними заказами меньших судов достигло 150 штук, передача заказчику в течении пяти лет.

Tsuneishi-methanol-containership.jpg
Облик контейнеровоза на метаноле от ССЗ Tsuneishi Shipbuilding / (с) Tsuneishi Shipbuilding

Японская судостроительная компания Tsuneishi Shipbuilding сообщает, что заказанные два контейнеровоза на 5900 TEU и 1900 холодильных контейнеров будут оснащены двух топливными двигателями MAN B&W, которые будут построены Mitsui E&S Co. Вспомогательные дизель генераторы от Hy Hundai будут также работать на метаноле.


Также компания Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding Co., являющаяся дочерней компанией China State Shipbuilding Corporation (Китайской государственной судостроительной корпорацией) получала заказа на 8 контейнеровозов вместимость 9200 TEU для неназванной европейской компании.

Контейнеровозы будут построены под класс BV/ Проект судов оптимизирован для улучшения аэродинамики, управления тепловой энергией (thermal energy management), распределением электропитания, вентиляцией. Эксплуатационный профиль судов привлекательнее, чем суда с подобными параметрами, тем самым предоставляя преимущество владельцу.

sws-boxship.jpg
Облик контейнеровоза на метаноле от ССЗ Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding Co. / (с) Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding Co.

Подготовлено по материалам maritime-executive.com
 

Orion

Administrator
Команда форума
В "Макаровке" открыли тренажер для подготовки персонала морских автономных судов
манс 1.jpg

Тренажер персонала морских автономных надводных судов (МАНС) / (с) ГУМРФ

15 декабря Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова открыл в Санкт-Петербурге тренажерный комплекс для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).

В соответствии с принятой университетом концепцией тренажер может использоваться в трех исполнениях, что дает учебному центру определенную гибкость в применении методологии обучения:
  • традиционное консольное исполнение полномасштабных тренажеров;
  • применение технологий VR (виртуальной реальности);
  • применение технологий AR (виртуальной и дополненной реальности).
Основным фокусом в тренажере стало моделирование взаимодействия полуавтономных судов ФГУП «Росморпорт» – паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», а также Центра дистанционного управления этими паромами на линии Усть-Луга – Балтийск.

По словам директора Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ Сергея Айзинова, в планах вуза - развитие тренажерного комплекса, разработка нового функционала и проведение дополнительных исследований:
«Мы рассчитываем совместно с поставщиком тренажера разработать реальную судовую навигационную систему. Сам тренажер позволит нам не только реализовывать программы ДПО, но и интегрировать его в основные образовательные программы подготовки плавсостава морских судов, а также применять в качестве научно-практической лаборатории при проведении научных исследований и экспериментов. Учитывая планы реализации другого нашего стратегического проекта «Ледовая навигация», мы намерены создать интегрированный тренажерный комплекс для обучения применению информации Штаба морских операций ФГБУ «ГлавСевморпуть», а также Единой платформы цифровых сервисов, которая должна быть внедрена ГК «Росатом» в 2024 г.».

Введение в эксплуатацию тренажера МАНС осуществлено «Макаровкой» в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» при финансовой, организационной и методической поддержке Минтранса России и Росморречфлота. Реализация проекта позволит ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подтвердить свой статус лидера отрасли, обеспечить внедрение новейших технологий в образовательные программы вуза.

манс 2.jpg
(с) ГУМРФ

Для реализации проекта ГУМРФ сформировал проектную команду из числа специалистов двух институтов – дополнительного профессионального образования и «Морская академия», а также экспертов Крыловского государственного научного центра и ПАО «Газпром нефть». Проектная команда разработала техническое задание на новый тренажерный комплекс, ГУМРФ произвел закупку, ввел тренажер в эксплуатацию, в сотрудничестве с Российским университетом транспорта (РУТ-МИИТ) провел обучение инструкторского состава, разработал рабочие программы и учебно-методические комплексы, успешно прошел освидетельствование комиссией Российского морского регистра судоходства.

Тренажер МАНС университета:
  • Реализован на платформе сертифицированного отечественного ПО, имеющего регистрацию Минцифры России.
  • Предназначен для подготовки судоводителей МАНС, операторов береговых ЦДУ и СУДС, включая отработку задач их скоординированного взаимодействия.
  • Предоставляет возможность проведения исследований и выработки практических рекомендаций в области а-навигации и е-навигации, основанных на технологиях виртуальной и дополненной реальности.
  • Позволяет отрабатывать действия операторов МАНС с использованием системы поддержки принятия решений по расхождению судов.
  • Позволяет отрабатывать вопросы взаимодействия автономных и конвенционных судов, а также в перспективе - управление несколькими автономными судами одновременно.
  • Реализует функции контроля и управления системами и автоматикой МАНС на основе многофункциональной автономной навигационной системы.
  • Реализует принципы обмена маршрутными данными между участниками судоходства, позволяет отрабатывать взаимодействие с учетом специфики дополнительной цифровой информации.
  • Тренажер позволяет моделировать негативное вредоносное информационное воздействие, отрабатывать как способы его идентификации, так и формирование рекомендуемых действий при неполадках в каналах передачи данных видео и телеметрии, потере сигналов датчиков и получении ложных сигналов, появлении ложных целей, неисправностях бортового оборудования.
Источник ГУМРФ
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Началась эксплуатация парома "Генерал Черняховский" в режиме дистанционного управления.
Паром Генерал Черняховский в порту.jpg
Паром "Генерал Черняховский" в порту / (с) Минтранс РФ

Sitronics сообщает, что на линии Усть-Луга-Калининград начал коммерческую эксплуатацию паром "Генерал Черняховский" в режиме дистанционного управления.

Дистанционное управление применяется с средствами автоматической навигации (а-Навигации).
«Генерал Черняховский» пройдет около 500 морских миль в автономном режиме. Управление паромом на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, будет вестись из Центра дистанционного управления. Судно, которое перевозит социально важный груз в Калининградскую область, прибудет в порт Калининград 21 декабря 2023 года. / (с) Sitronics

Как сообщают участники церемонии, заместитель Генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда, Россия является первой страной в мире начавшей практическое применение технологий автономного судовождения в реальных условиях.
Паром Генерал Черняховский.jpg

Паром "Генерал Черняховский" у причала / (с) Минтранс РФ

Некоторые данные парома:
  • Регистровый номер РС 190205
  • Номер ИМО 9878929
  • Позывной UBZW5
  • Порт приписки Большой порт Санкт-Петербург
  • Флаг Россия
  • Символ класса KM(*) Arc4 AUT1-ICS OMBO ECO GFS ro-ro ship
  • Тип судна Накатное
  • Количество и мощность ГД 2*6000 кВт
  • Марка ГД WARTSILA W12V34DF
  • Валовая вместимость 20724 т
  • Дедвейт 11893 т
  • Длина габаритная 199,90 м
  • Ширина габаритная 27,40 м
  • Высота борта 14,70 м
  • Осадка 6,00 м
  • Скорость 16,5 узлов
Источник ТГ-канал Минтранс РФ
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
15 декабря Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова открыл в Санкт-Петербурге тренажерный комплекс для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).
Стоит отметить, что это не единственный центр тренажерный центр подготовки экипажей для полуавтономных судов.

Так например, экипаж паром "Генерал Черняховский" прошел подготовку и обучение по программам автономного судовождения в учебно-тренажерном центре Академии водного транспорта РУТ (МИИТ).

Для подготовки членов экипажей полуавтономных судов в Российском университете транспорта установлен первый в Российской Федерации навигационный тренажер по маневрированию и управлению судном с элементами автономного судовождения, который состоит из судовой рубки и прототипа центра дистанционного управления. Он предназначен для отработки практических навыков судоводителей в составе экипажей судов с ручным и автономным управлением, операторов системы управления судов (СУДС) и персонала центра дистанционного управления автономных судов.

На тренажере возможно проведение трех типов тренажерной подготовки, ориентированной на отработку задач:
  • по маневрированию судном с ручным управлением, которое соответствует МАНС класса МС (с ручным управлением), во взаимодействии с оператором СУДС;
  • по маневрированию судном с полуавтономным управлением, которое соответствует МАНС класса МСDS, RСмс (с присутствием человека на борту, что соответствует классу судов с полуавтономным управлением), во взаимодействии с оператором СУДС и/или ЦДУ;
  • по маневрированию судном с автономным управлением, которое соответствует МАНС класса RС, АС (без присутствия человека на борту, что соответствует классу судов с полностью автономным управлением), во взаимодействии с оператором ЦДУ в зоне ответственности ЦДУ.
Источник РУТ
 

Orion

Administrator
Команда форума
Очередной самый первый электрический контейнеровоз "река-море" Zhong Yuan Hai Yun Lv Shui 01

Китайские компании не дремлют и работают, COSCO Shipping завершила четырех стороннюю сертификацию (даже такое бывает) для первого в мире крупного полностью аккумуляторного контейнеровоза класса "река-море".
Zhong Yuan Hai Yun Lv Shui 01.jpg

Судно Zhong Yuan Hai Yun Lv Shui 01 (IMO 1029584) на церемонии сертификации / (с) https://en.imarine.cn/4039.html

Судя по фотографии

Далее, YandexGPT (без правок не обошлось) нам говорит:
  • Судно оснащено 36 сменными морскими контейнерными батареями;
  • Емкость аккумуляторной батареи судна является самой большой в мире, а предустановленная емкость выше, чем у существующих международных/отечественных типов судов.
  • Судно является мировым лидером по количеству перевозимых контейнерам, дедвейта и емкости аккумуляторных батарей среди чисто электрических контейнеровозов.
  • Это крупнейший по тоннажу проект строительства электрических судов в Китае и первая партия пилотных судов зеленого типа с нулевым выбросом углерода.
Некоторые данные судна:
  • IMO 1029584
  • Предыдущее название судна Cosco Yangzhou N997 (видимо от завода)
  • Строительный номер (корпус) N997
  • Gross tonnage 6000 t
  • DWT 9000 t
  • Type of ship Container Ship
  • Year of build 2024 (да, так и указано)
  • Status Launched
  • Registered owner COSCO SHIPPING DEVELOPMENT, Shanghai, China
  • Ship manager/Commercial manager COSCO SHIPPING DEVELOPMENT, Shanghai, China
 

Orion

Administrator
Команда форума
Как насчет парусов?
Berge Olympus.jpg

Балкер "Berge Olympus" под парусами на переходе в море / (с) Berge Bulk

Berge Bulk - перевозчик навалочных грузов из Сингапура модернизировал свой балкер «Berge Olympus» DWT 210.000 тонн, оснастив его четырьмя жесткими парусами BARTech WindWings, разработки компания Yara Marine Technologies. По сообщению Berge Bulk получилось самое мощное в мире парусное грузовое судно (не совсем понятно в каком плане контексте звучит мощность)

Система парусов позволит экономить шесть тонн топлива в день и тем самым на 20% уменьшить выбросы СО2. «Berge Bulk рассматривает вариант установки парусной системой на большинстве своих судов, задействованных на маршрутах с благоприятными ветровыми условиями», – пишет издание Splash.

Каждый парус имеет ширину 20 м, а высоту – 37,5 м, что эквивалентно высоте 10-этажного здания. Общая площадь парусов составляет 3 тыс. кв. м.

«Berge Olympus» предполагается работать на линии Бразилия – Китай

Berge Bulk уже оснащала свои суда парусами. В прошлом году компания заключила контракт с Anemoi Marine Technologies на установку роторных парусов на двух балкерах.

На фоне таких новостей, придется повторить:
ял-6.jpg
ЯЛ-6
 

Orion

Administrator
Команда форума
Правительство утвердило требования к организациям, которые могут дистанционно управлять безэкипажными судами

Правительство продолжает создавать условия для запуска движения безэкипажных судов. Работа идёт в рамках проекта «Автономное судовождение» – одной из реализуемых Правительством инициатив социально-экономического развития, как сообщается на сайте Правительства РФ / http://government.ru/docs/51690/

Председателем Правительства Михаилом Мишустиным подписаны постановления, утверждающие требования для организаций, которые смогут по поручению судовладельцев управлять водными беспилотниками.

В частности, такие организации обязаны иметь свидетельство, подтверждающее их полномочия в области автономного судовождения. Кроме того, они должны обеспечивать непрерывную работу и исправное техническое состояние средств связи, с помощью которых управляется безэкипажное судно.

Также эти организации должны обеспечить работу внешнего экипажа, укомплектованного в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта или Кодекса торгового мореплавания.

Подписанные постановления – часть работы по реализации новых норм Кодекса торгового мореплавания РФ и других законодательных актов. Они были приняты в июле 2023 года. Этими изменениями в законодательство было введено понятие «автономное судно», а также регламентированы вопросы управления таким судном и особенности его эксплуатации.

В настоящее время в России тестируется первое автономное научно-исследовательское судно – катамаран «Пионер-М», который был спущен на воду в 2021 году. Кроме того, отдельные устройства систем автономного судовождения проходят испытания на паромах «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».
-----
Во вложении к сообщению можно скачать постановления от 23 мая 2024 года №660 и от 24 мая 2024 года №672.
 

Вложения

  • Постановление от 23 мая 2024 года №660.pdf
    227.9 KB · Просмотры: 53
  • Постановление от 24 мая 2024 года №672.pdf
    228.9 KB · Просмотры: 59

Orion

Administrator
Команда форума
Также эти организации должны обеспечить работу внешнего экипажа, укомплектованного в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта или Кодекса торгового мореплавания.
Отличная новость. Судоводители без работы точно не останутся.
 

Orion

Administrator
Команда форума
«Газпром нефть» и компания «Эковей» объединят усилия по разработке, сертификации и промышленному производству низкоуглеродных моторных топлив для морских судов.
биотопливо для морских судов.jpg
(с) Газпром Нефть gazprom-neft.ru

На Петербургском международном экономическом форуме был подписан меморандум между начальником коммерческого департамента «Газпром нефти» Леваном Кадагидзе и генеральным директором компании «Эковей» Кристиной Тен.

Согласно соглашению, партнёры будут работать над созданием инновационных подходов к производству авиационного SAF* и судового топлива из переработанного растительного масла. Специалисты «Газпром нефти» и «Эковей» разработают и внедрят необходимые стандарты для авиационной отрасли и судоходства в России, которые будут регулировать выпуск, использование и реализацию биотоплива. Разработка и тестирование рецептур моторных топлив с низким углеродным следом будут проводиться в Санкт-Петербурге.

«Газпром нефть» и «Эковей» уже имеют успешный опыт совместного производства судового топлива с низким углеродным следом. С июля 2023 года в порту Санкт-Петербурга осуществляется заправка морского транспорта биотопливом, в состав которого входит переработанное фритюрное масло из сети предприятий быстрого обслуживания «Вкусно — и точка». Рецептура биотоплива была разработана на основе низкосернистого судового топлива от «Газпром нефти» и отработанного фритюрного масла.

Подготовка вторичного сырья производилась на предприятии «Эковей», где были выполнены такие технологические процессы, как многостадийное отстаивание, фильтрация и термообработка. Смешение компонентов, производство, лабораторный контроль, хранение и перевалка судового биотоплива осуществляются на терминале «Газпром нефти» в порту Санкт-Петербурга.

Новое топливо соответствует техническому регламенту и может использоваться на большинстве морских и речных судов.

По материалам Пресс-релиза Газпром Нефть
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Пассажирский "ДоброходЪ" станет пассажирским автономным.
Доброходъ-236377.jpg
Т/х "ДоброходЪ" / (с) russianships.net

После проведения работ по модернизации теплоход «ДоброходЪ», Тип: Пр. ПКС40 - Сура, будет представлять собой беспилотное пассажирское судно, способное осуществлять автономные пассажирские перевозки с полностью автоматическим управлением. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного пресс-службой РКО.

Модернизация теплохода проекта ПКС-40 будет проходить под техническим контролем Верхне-Волжского филиала Российского классификационного общества (РКО).
 
Сверху