Фотоотчет Как устроен землесос "Донской-701" (проект 4395)

Orion

Administrator
Команда форума
Как устроен землесос "Донской-701" проекта 4395
Земснаряд Донской-701  с шаландой ШС-51 у борта.

Несамоходный землесос "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media

Серия из 7 судов проекта 4395 завершена в ноябре 2024 года с передачей заказчику (Речводпуть для ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей») землесоса "Амурский-203". Серия судов строилась в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы».

Ранее переданы судна
  • «Аркадий Кардаков» для администрации «Камводпуть»;
  • «Донской-701» для администрации «Волго-Дон»;
  • «Северо-Двинский-701» для администрации «Севводпуть» (в дальнейшем пере;
  • «Евгений Плескевич» и «Тобол» для администрации «Обь-Иртышводпуть»;
  • «Александр Логачев» для Канала имени Москвы;
Судно проекта 4395 разработан в РЦПКБ "Стапель" (Ростов-на-Дону).
Внешний вид дноуглубительного судна проекта 4395проект-4395-2.jpgпроект-4395-3.jpgпроект-4395-4.jpgпроект-4395-5.jpgпроект-4395-6.jpg
Рендер внешнего вида земслесоса прокта 4395 / (с) "Стапель"

Во вложении к этому посту можно с ознакомится с продублированными для удобства "Листовкой с описание проекта", пояснительной запиской и спецификацией проекта 4395. А также 3D моделью землесоса тут.

Одно из многочисленных дноуглубительных судов занятых в работах по углублению в Волго-Каспийском морском судоходном канале это землесос "Северо-Двинский-701" и "Аркадий Кардаков". Дноуглубительные суда работающие в ВКМСК попали в ролик "Росморпорта":

Работающим на Каспии может быть интересно устройство земснаряда "Северо-Двинский-701" как восможное место работы. С разрешения ИА "МедиаПалуба" и некоторыми дополнениями публикуется материал о устройстве.
 

Вложения

  • Пояснительная записка землесоса проекта 4395.pdf
    409.1 KB · Просмотры: 6
  • Спецификация землесоса проекта 4395.pdf
    815.4 KB · Просмотры: 9
  • Листовка землесоса проекта 4395.pdf
    762.4 KB · Просмотры: 11
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Проект 4395
3.jpg

Несамоходный землесос "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media

За базу для землесоса проекта 4395 РЦПКБ «Стапель» взял уже опробованный землесос проекта RDB 66.42. Его проектирование КБ выполняло в рамках реализации подпрограммы «Внутренний водный транспорт» (2010 — 2020 годы). Головное судно «ССК» сдала в 2018 году, оно успешно работает в Республике Саха Якутия.

Сейчас Ярославский СЗ строит аналогичный землесос по модернизированному проекту RDB 66.42М для нужд военно-морского флота. Самое главное отличие в двух проектах — это ледовый класс.

Есть отличия и в производителях и поставщиках оборудования, особенно землесосного, но в остальном проекты схожи.

Революционных решений в землесосе 4395 нет, такой цели ни у проектанта, ни у заказчика не было.

Напротив, судно вобрало в себя уже известные и проверенные технические решения, но скомпонованные таким образом, что это делает его современным и надежным судном, позволяющим решать задачи на сложных грунтах в том числе северных рек.


Назначение и свайное устройство
Несамоходный землесос проекта 4395 предназначен для разработки шаландно-рефулерным способом песчаных, илистых и песчано-гравийных грунтов, дноуглубления на акваториях и судоходных путях, намыва дамб, с возможностью выдачи грунта в шаланды, а также по плавучему пульпопроводу длиной до 500 метров и береговому пульпопроводу длиной до 100 метров.

Район плавания судна — внутренние водные пути бассейнов разряда «О», «Р» и «Л». Для заводки папильонажных якорей земснаряда используется мотозавозня.

В носовой прорези предусмотрены специальные площадки для возможности обслуживания съемных рыхлителей и грунтоприемника.
Несамоходный землесос проекта 4395 рендер


Свайное устройство состоит из одной напорной сваи, установленной в прорези в кормовой оконечности на специальной свайной каретке и одной закольной сваи, установленной за кормовым транцем.

Свайное устройство предназначено для обеспечения продольного папильонажа земснаряда путём перемещения каретки с заколотой напорной сваей «назад» вдоль корпуса земснаряда внутри прорези. Перемещение каретки с заколотой напорной сваей заставляет земснаряд продвигаться «вперёд».

По окончании прорези для хода каретки, напорная свая поднимается, и каретка перемещает её в начало прорези корпуса. Для гарантированной фиксации земснаряда над местом работы, на время возврата каретки в исходное положение, временно опускается закольная свая — осуществляется перезакол.

Обе сваи поднимаются гидравлическими цилиндрами тяговым усилием 60 тонн одностороннего действия через свайные стропы — стальные. Верх каждого цилиндра оборудован тросовым шкивом и направляющей.
Вид на корму и свайное устройство на борту Донской-701

Вид на корму и свайное устройство на борту "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Экипаж и рубка

Экипаж землесоса — 28 человек (в отличие от RDB 66.42, где экипаж существенно меньше — 17 человек). Для размещения персонала в корпусе землесоса предусмотрено 8 двухместных кают, плюс еще 8 одноместных кают и 2 двухместные каюты в рубке судна.

В двухместных каютах располагаются умывальники, в одноместный каютах — полноценные санкабинки. Также на землесосе предусмотрен полный набор санитарно-бытовых помещений: душевые, сауна, прачечная, сушилка, гладильная, кладовые для чистого и грязного белья, раздевалка спецодежды.
Одноместная каюта

Одноместная каюта

Одноместная каюта / проект 4395

Жилые помещения на борту судна "Донской-701" (проект 4395) / (с) МедиаПалуба paluba.media

Системы зашивки двери и люковые закрытия поставляла петербургская компания «Судовые проекты и технологии».

Рубка землесоса состоит из двух уровней. Лобовая стенка рубки управления выполнена с наклоном в сторону носовой оконечности.

В рубке первого яруса располагается столовая и помещение для отдыха, камбуз, провизионная, охлаждаемая провизионная, аккумуляторная, помещение кондиционеров. На втором ярусе, помимо санитарно-гигиенических помещений, находится курительная.
Парная Донской-701 / проект 4395

Парная на борту "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media

На лобовой стенке рубки управления установлено одно судовое брызгонепроницаемое окна по вертикали 1085×1862 мм, с подогревом и со стеклоочистителями и шесть окон 435×805 с подогревом, два из которых со стеклоочистителями.
Мостик, носовая часть на борту Донской-701 проект судна 4395 Стапель

Мостик, носовая часть на борту "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media
 

Orion

Administrator
Команда форума
Землесосное оборудование

Разработку грунта обеспечивает фрезерный агрегат с гидравлическим приводом, оборудованный коллектором с соплами гидроразмыва.
Землесосное оборудование фото1.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Конструкция также предполагает возможность одновременной или попеременной работы фрезерного и гидравлического рыхлителей.

Управление технологическим оборудованием — грунтовым насосом, насосом гидроразмыва, лебедками и другим в процессе выполнения грунтозаборных работ идет через отдельный комплекс управления.

Для позиционирования земснаряда в акватории дноуглубительных или грунтозаборных работ используются системы позиционирования Nonius CSD.
Nonius CSD рабочий интерфейс программы

Рабочий интерфейс программы Nonius CSD

Рабочий интерфейс программы Nonius CSD / (с) noniusgroup.ru

Также работу программы можно увидеть в ролике от производителя

Блок обработки информации встраивается в пульте управления грунтозабором в рубке управления, датчик наклона рамы — на подвижной части грунтозаборного устройства (ГЗУ), датчик осадки — в трубе вблизи оси вращения ГЗУ, датчики плотности и скорости пульпы на напорном грунтопроводе, а GPS-компас — на крыше рубки управления.

Внутри фрезерной установки установлен вал механического рыхлителя грунта — фрезы, зев грунтозабора и съемная всасывающая труба.
Землесосное оборудование фото5.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Сама фрезы с пятью ножками, оборудованными интегрированными режущими зубьями, имеет диаметр 2000 мм.
Землесосное оборудование фото1.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Регулировка ращения вала фрезы от 0-30 об/мин идет из рубки управления. Гидромотор, мощностью 180 кВт, установлен на крышке корпуса вала фрезы.
Землесосное оборудование фото2.jpg

Землесосное оборудование фото3.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Вал фрезы вращается в заполненном маслом корпусе, ниже вала расположен зев грунтозабора — всасывающая горловина. Под корпусом фрезерной установки установлена всасывающая труба, которая соединяет всасывающую горловину с основным всасывающим пульпопроводом рамы ГЗУ.
Землесосное оборудование фото4.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Всасывающий пульпопровод для землесоса производило ООО «НПО „Композит“».

С грунтозаборным устройством все еще интереснее. Это собственная разработка конструкторского отдела компании «Р-Флот».
Поставка включала в себя фрезерный модуль, грунтоприемник с гидроразмывом, рама, гиростанция, рамоподъемное устройство, тросозаглубитель.
 

Orion

Administrator
Команда форума
Пульпопровод выводится на палубу, проходит к корме, за транец землесоса, где соединяется с плавучим пульпопроводом.

Посередине корпуса создан вариант сброса пульпы на грунтоотвозную шаланду, как с правого борта, так и с левого.
Выгрузка грунта на шаланду у борта

Несамоходный землесос "Донской-701" / (с) МедиаПалуба paluba.media

Для уменьшения вибрации на выходе из грунтового насоса предусмотрен резинотканевый напорный рукав диаметром 600 мм и длиной 10 метров. Для подачи пульпы через акваторию к месту разгрузки используется гибкий плавучий пульпопровод длиной 500 метров. Гибкость конструкции обеспечивают резинотканевые напорные трубы, выполненные секциями по 10 метров.

Плавучесть пульпопровода обеспечивают пять поплавков-бакенов. Они изготовлены из полиэтилена красного цвета и заполнены пенополиуретаном.

В конце пульпопровода находится понтон c автономным дизель-генератором и двумя лебедками.
6.jpg

На переднем плане фото виден понтон с ДГ и ледками / (с) МедиаПалуба paluba.media
 

Orion

Administrator
Команда форума
Папильонажное устройство

Папильонажное устройство обеспечивает рабочее перемещение землесоса во время грунтозабора в заданном направлении и с необходимой скоростью. Для рабочих перемещений на землесосе применяют рабочие якоря, канаты и оперативные лебедки.

Носовое папильонажное устройство судна состоит из одной становой лебедки тяговым усилием 120 кН установленной по правому борту и двух папильонажных лебедок тяговым усилием 120 кН по обоим бортам.
Носовая часть судна

(с) МедиаПалуба paluba.media

Кормовое папильонажное устройство состоит из двух папильонажных лебедок тяговым усилием 45 кН левого и правого борта судна.
Кормовая часть с лебедками на фото

(с) МедиаПалуба paluba.media

В качестве носовых папильонажных якорей и для становой лебедки используются якоря «Флиппер-Дельта» массой 1500 кг, для кормовых папильонажных — якоря «Флиппер-Дельта» массой 750 кг, для кормовых папильонажных — якоря «Флиппер-Дельта» массой 750 кг.
mooring equipment 2.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media

Лучше всего виден носовой якорь «Флиппер-Дельта» на фото 6 тут.

Направление троса папильонажных лебедок на палубе обеспечивают направляющие блоки и трехроликовые кипы.

Для обеспечения равномерной погрузки пульпы в баржи, на землесосе есть устройство для перемещения барж.

Оно состоит из четырех лебедок для протяжки барж тяговым усилием 50 кН и швартовных кип.

Для наблюдения за технологическим оборудованием на землесосе устанавливается система видеонаблюдения, которая состоит из видеорегистратора, монитора и четырех видеокамер.
 

Orion

Administrator
Команда форума
Энергетика и машинное отделение

Функцию основного и резервного источников электроэнергии на землесосе выполняют два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт поставки ООО «Шиптрейд».
Дизель генератор Weichai в машинном отделении зеслесоса Донской-701 / проект 4395 от Стапель

machinery 2.jpg

(с) МедиаПалуба paluba.media
Каждый дизель-генератор установлен на отдельном фундаменте. Для обеспечения электроэнергии в стояночном режиме на землесосе используется один стояночный дизель-генератор мощностью 100 кВт также от ООО «Шиптрейд».

Для сведения, на землесосе проекта RDB 66.42 для обеспечения привода грунтового насоса использовался дизель — редукторный агрегат мощностью 1200 кВт, а в качестве источника электроэнергии применялись два дизель — генератора мощностью 500 кВт также на базе дизеля Weichai марки. Все агрегаты поставляло ООО «Ремдизель».

Грунтовый насос мощностью 500 кВт землесоса проекта 4395 приводится в действие приводным электродвигателем через редуктор Flender H1SH09. Соединение приводного электродвигателя и редуктора идет через эластичную муфту.
На фото машинное отделение и соединение приводного электродвигателя и редуктора Flender H1SH09 через эластичную муфту

(с) МедиаПалуба paluba.media

Для системы водяного отопления и горячего водоснабжения на землесосе устанавливается дизельный водогрейно-отопительный котел — «Kiturami Boiler».

Землесос оборудован полноценной системой водоснабжения питьевой водой. Цистерна запаса питьевой воды объемом почти 6 м3 расположена в помещении водоподготовки, там же находится насосная станция питьевой воды Grundfos JP 3-42 PT-Н, производительностью 3,5 м3/ч и станция приготовления питьевой воды Sailor Special Compact 3/44 от компании Tecnicomar, производительностью 800 л/ч.

В качестве средства по утилизации отходов на землесосе, в отдельном помещении, устанавливается инсинератор TeamTec.

Топливом для сжигания отходов служит нефтесодержащий шлам, который получается в результате очистки нефтесодержащих вод. Также предусмотрена работа инсинератора на дизельном топливе.фтесодержащих вод. Также предусмотрена работа инсинератора на дизельном топливе.

Для очистки нефтесодержащих вод и для повышения автономности работы землесоса предусмотрена установка сепаратора НВ.

С этой же целью предусмотрена установка станции по очистке сточных вод, которая работает в автоматическом режиме. Контроль за ее работой идет с помощью панели управления, установленной на самой станции.

ГРЩ
machinery 3.jpg
 

Orion

Administrator
Команда форума
Палубное оборудование
deck gear 1.jpg


На землесосе установлены два гидравлических крана: один на главной палубе в носовой части грузоподъемностью 8,9 т при вылете 12,0 м, и кран-манипулятор грузоподъемностью 1,58 т, при вылете 16,4 м на палубе рубки второго яруса в кормовой части.
Кормовой кран Палфингер

(с) МедиаПалуба paluba.media

Оба крана производства компании Palfinger поставляла петербургская компания «СБС». Управление кранами осуществляется гидрораспределителями, установленными на кранах, для пуска и остановки гидронасосов и индикации работы служат отдельные электрошкафы и шкафы управления.

В корме судна установлен якорно-швартовный шпиль тяговым усилием на звездочке — 9,5 кН. Устройство дополняет якорем Холла массой 450 кг поставки нижегородского завода «Метмаш».
deck gear 6 DMT winch.jpg

deck gear 4 winch.jpg

deck gear 5 DMT gear pack.jpg

Лебедки DMT на палубе, носовая часть

(с) МедиаПалуба paluba.media

В качестве буксирного устройства, используются носовые буксирные битенги и палубные клюзы по обоим бортам судна.
 

Orion

Administrator
Команда форума
Эпилог и благодарности
Зелмесос Донской-701 ночью в реке

(с) МедиаПалуба paluba.media

Сейчас землесос уже передан «Администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» и базируется в городе Калаче-на-Дону Волгоградской области. Там «Донской-701» занимается поддерживанием необходимых глубины на участках ВВП в целях обеспечения безопасности судоходства и увеличения перевозок грузов внутренним водным транспортом.

Редакция «Медиапалубы» выражает особую благодарность в подготовке спецпроекта коллектив РЦПКБ «Стапель», а также коллег из «Судоремонтно-судостроительной корпорации», благодаря которым свершилась съемка такого нужного и полезного судна для отечественного судоходства.

На этом оригинальный пост закачивается. Комплиция документов, видеороликов с доступного Рутуб также должна оказаться кстати.
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Также имеется "краткая видео версия" текста "Как устроен земснаряд проекта 4395"
 
Сверху