Причиной для написания этого материала послужила просьба пояснить на "бумаге" путь оператора системы динамического позиционирования, далее оператора ДП, начиная от первого, ознакомительного, курса до получения сертификата ДП без ограничений (Offshore unlimited, ранее Full DP).
Клавиатура и "трек болл" ДП системы Kongsberg K-Pos
Данный материал не претендует на научный труд, и тем более "истину в последней инстанции", и является личным взглядом и сжатым изложением процесса сертификации операторов ДП, а также их работы.
Некоторые определения на русском и английском:
Требования к сертификации персонала использующего ДП систему вытекают из требований фрахтователя судна. Вполне может быть, что таких требований может и не быть. В этом случае, ДП вахта может быть возглавлена оператором с расширенным курсом (DP Advanced).
Как правило, только суда с системой ДП классов 2 и 3 допускаются к работе в зоне безопасности МНГО.
Персонал использующий ДП систему должен иметь подготовку соответствующую руководству ИМО (Циркуляр КБМ 738).
При работе судна в ДП режиме на мостике требуется постоянное нахождение двух ДП операторов, один из которых имеет «Offshore Unlimited» и является ответственным за проведение судном работ в ДП режиме. Обычно это ст.помощник и капитан. 2й и 3й помощники должны иметь «ознакомительный курс» или «расширенный курс».
Для судов работающих круглосуточно в ДП режиме (24/7) судоводительский состав состоит и 5 человек: капитан, ст.помощник, старший оператор ДП, все c "сертификатами ДП без ограничений", 2 х судоводителей с «ознакомительным или расширенным курсом».
Были случаи когда, при необходимости разовой, короткой работы в ДП режиме и при отсутствии сертификатов ДП у экипажа, штат может быть доукомплектован операторами системы ДП с «сертификатами без ограничений». Не забываем о общих требованиях фрахтователя, если такие существуют.
Ст.механик, электромеханик, а также иной судовой персонал привлекаемый к работам по техническому обслуживанию и ремонту оборудования системы ДП должен проходить обучение по программе, одобренной производителей данной системы (речь о курсе «Обслуживание ДП системы» или DP Maintenance).
Клавиатура и "трек болл" ДП системы Kongsberg K-Pos
Данный материал не претендует на научный труд, и тем более "истину в последней инстанции", и является личным взглядом и сжатым изложением процесса сертификации операторов ДП, а также их работы.
Некоторые определения на русском и английском:
- Система динамического позиционирования - dynamic position, комплекс систем и механизмов используемых для автоматизированного управления и удержания судна в заданных координатах;
- Оператор системы динамического позиционирования - dynamic position operator (DPO), оператор управляющий системой ДП и ее компонентами;
- Старший оператор системы динамического позиционирования - senior dynamic position operator (SDPO), старший смены (вахты) операторов ДП;
- ДП вахта - DP watch, вахта оператора ДП, при выполнении своих обязанностей, то есть при работе судна в режиме ДП;
- ДП день - DP day, сутки в которых оператор ДП находился за пультом системы ДП не менее двух часов или был старшим такой вахты;
- Морской нефтегазовый объект (МНГО) - offshore installation, сооружения для бурения и добычи нефти и газа на морских месторождениях ;
- 500 метровая зона безопасности МНГО - 500 meters safety zone;
Требования к сертификации персонала использующего ДП систему вытекают из требований фрахтователя судна. Вполне может быть, что таких требований может и не быть. В этом случае, ДП вахта может быть возглавлена оператором с расширенным курсом (DP Advanced).
Как правило, только суда с системой ДП классов 2 и 3 допускаются к работе в зоне безопасности МНГО.
Персонал использующий ДП систему должен иметь подготовку соответствующую руководству ИМО (Циркуляр КБМ 738).
При работе судна в ДП режиме на мостике требуется постоянное нахождение двух ДП операторов, один из которых имеет «Offshore Unlimited» и является ответственным за проведение судном работ в ДП режиме. Обычно это ст.помощник и капитан. 2й и 3й помощники должны иметь «ознакомительный курс» или «расширенный курс».
Для судов работающих круглосуточно в ДП режиме (24/7) судоводительский состав состоит и 5 человек: капитан, ст.помощник, старший оператор ДП, все c "сертификатами ДП без ограничений", 2 х судоводителей с «ознакомительным или расширенным курсом».
Были случаи когда, при необходимости разовой, короткой работы в ДП режиме и при отсутствии сертификатов ДП у экипажа, штат может быть доукомплектован операторами системы ДП с «сертификатами без ограничений». Не забываем о общих требованиях фрахтователя, если такие существуют.
Ст.механик, электромеханик, а также иной судовой персонал привлекаемый к работам по техническому обслуживанию и ремонту оборудования системы ДП должен проходить обучение по программе, одобренной производителей данной системы (речь о курсе «Обслуживание ДП системы» или DP Maintenance).
Последнее редактирование: