Как стать оператором системы динамического позиционирования

Orion

Administrator
Команда форума
Причиной для написания этого материала послужила просьба пояснить на "бумаге" путь оператора системы динамического позиционирования, далее оператора ДП, начиная от первого, ознакомительного, курса до получения сертификата ДП без ограничений (Offshore unlimited, ранее Full DP).
kongsberg k-pos.jpg
Клавиатура и "трек болл" ДП системы Kongsberg K-Pos

Данный материал не претендует на научный труд, и тем более "истину в последней инстанции", и является личным взглядом и сжатым изложением процесса сертификации операторов ДП, а также их работы.

Определения
Некоторые определения на русском и английском:
  • Система динамического позиционирования - dynamic position, комплекс систем и механизмов используемых для автоматизированного управления и удержания судна в заданных координатах;
  • Оператор системы динамического позиционирования - dynamic position operator (DPO), оператор управляющий системой ДП и ее компонентами;
  • Старший оператор системы динамического позиционирования - senior dynamic position operator (SDPO), старший смены (вахты) операторов ДП;
  • ДП вахта - DP watch, вахта оператора ДП, при выполнении своих обязанностей, то есть при работе судна в режиме ДП;
  • ДП день - DP day, сутки в которых оператор ДП находился за пультом системы ДП не менее двух часов или был старшим такой вахты;
  • Морской нефтегазовый объект (МНГО) - offshore installation, сооружения для бурения и добычи нефти и газа на морских месторождениях ;
  • 500 метровая зона безопасности МНГО - 500 meters safety zone;
Введение
Требования к сертификации персонала использующего ДП систему вытекают из требований фрахтователя судна. Вполне может быть, что таких требований может и не быть. В этом случае, ДП вахта может быть возглавлена оператором с расширенным курсом (DP Advanced).
Как правило, только суда с системой ДП классов 2 и 3 допускаются к работе в зоне безопасности МНГО.
Персонал использующий ДП систему должен иметь подготовку соответствующую руководству ИМО (Циркуляр КБМ 738).
Ст.механик, электромеханик, а также иной судовой персонал привлекаемый к работам по техническому обслуживанию и ремонту оборудования системы ДП должен проходить обучение по программе, одобренной производителей данной системы (речь о курсе «Обслуживание ДП системы» или DP Maintenance).

Организация ДП вахты
При работе судна в ДП режиме на мостике требуется постоянное нахождение вахты из двух ДП операторов, один из которых имеет «Offshore Unlimited» и является ответственным за проведение судном работ в ДП режиме и один с «ознакомительным курсом» и «расширенным курсом». или Обычно ДП вахта в составе ст.помощник/капитан + 2й/3й помощники.
Для судов работающих круглосуточно в ДП режиме (24/7) судоводительский состав состоит и 5 человек: капитан, ст.помощник, старший оператор ДП, все трое c "сертификатами ДП без ограничений" и 2х судоводителей с «ознакомительным или расширенным курсом».
Были случаи когда, при необходимости разовой, короткой работы в ДП режиме и при отсутствии сертификатов ДП у экипажа, штат может быть доукомплектован операторами системы ДП с «сертификатами без ограничений». Не забываем о общих требованиях фрахтователя, если такие существуют.
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Сертификация операторов ДП
Для сертификации как оператор ДП требуется рабочий диплом ПДНВ:
  • II/1 КМ
  • II/2 СПКМ
  • II/3 Вахтенный
По стандартам Морского Института (Nautical Institute), органа выдающего сертификаты, допустимо, что при отсутствии рабочего диплома какой-то члена экипажа сертифицировать как оператора ДП, при обращении с такой просьбой в Морской Институт.
k-pos-keyboard.jpg
Раздел "Controls" на клавиатуре Kongsberg K-Pos.

Далее следующие шаги для получения сертификата «без ограничений» для работы на судах с любым классом ДП:
  • Фаза «А» - Ознакомительный курс и онлайн экзамен в учебном центре;
  • Фаза «B» - 60 ДП дней ценза на судах класса ДП 2 или 3;
  • Фаза «С» - Расширенный курс и онлайн экзамен в учебном центре;
  • Фаза «D» - 60 ДП дней ценза на судах класса ДП 2 или 3;
  • Фаза «Е» - оценка пригодности оператора к самостоятельному несению ДП ваты капитаном/ст.ДП оператором судна;
  • Заполнение анкеты на сайте и отправка документов с подтверждающим письмом от судовладельца о работе судна в ДП режиме (по дням) в Морской Институт (Nautical Institute);
  • Получение «сертификата ДП без ограничений»;
Есть вариант уменьшения срока в фазе «D» на 30 дней с прохождением интенсивного симуляционного курса. В РФ недоступен, только в Нидерландах.
Срок действия сертификата оператора системы ДП - 5 лет, после чего требуется его продление, для которого необходимо 150 ДП дней ценза за 5 лет.
 
Последнее редактирование:

Orion

Administrator
Команда форума
Если есть вопросы по предметы, то можно запросто спросить тут. Или заглянуть в сообщество ДП операторов "Бар "Усталый DPOшник" в Телеграм по адресу https://t.me/entangledcoasts_bar

Кому удобнее с смартфона, то вот вам:
qr.jpg
 
Последнее редактирование:
Сверху